Махмуд Алисултанович Эсамбаев 

15 июля 1924 года — 7 января 2000 года

 

«Танец — это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет. Я познал ритм народов мира. У танца нет расы. Это молитва. Душа видна через танец. Мой талант открыт, он у всех на глазах. Я бы умер без моего танца. Это моя жизнь, судьба».

 

 

Махмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном

концерте танцы народов мира.

 

«В искусстве должны быть только первые. А вообще, я человек счастливый: прожить жизнь в искусстве и не иметь врагов, а иметь только друзей – чем не счастье?»

 

 

 

 

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (Грозненский район Чеченской Республики), вырос в Киргизии после депортации семьи в 40-х.. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту — и стал артистом наперекор воле отца. Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год — выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки желанию отца Махмуд Эсамбаев поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

 

 

 

 

 

Когда началась Великая Отечественная Война, Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой.

Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях.

 

 

 

Эсамбаев вспоминал«Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии».

Он — первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске — его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня — Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев.

 

 

 

Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой «Танцы народов мира».
Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру — и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.

 

                                                                    

 

В 50-е годы Махмуд Эсамбаев обратился к народному танцевальному творчеству, это совпало с восстановлением Чечено-Ингушской АССР. Эсамбаев стал солистом филармонии своей республики и начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля-коррида», таджикский «Танец с ножами».

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

 

 

В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей Эсамбаев создал свой коллектив. С программой “Танцы народов мира” он покорил не только Россию, но и весь мир.

 

 

 

 

 

В 1961 году Махмуд Эсамбаев дебютировал в кино. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца» и сыграл главную роль в картине «Я буду танцевать». В фильме-балете «Лебединое озеро» (режиссеры Аполлинарий Дудко, Константин Сергеев) танцор также исполнил одну из главных ролей. Всего за годы танцевальной карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.

 

 

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

 

 

Солист эстрадной сцены, имевший в 50-70-х годах огромную популярность. Герой светских хроник последних лет, где его неизменная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет гордости Эсамбаева — осиная до старости талия…

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка.

 

 

 

 

 

 

 

В 2001 году на Даниловском кладбище был торжественно открыт памятник Махмуду Эсамбаеву работы скульпторов А. и Н. Ковальчуков. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выгравированы полумесяц и арабская молитва, и фигуру самого артиста с поднятой вверх рукой в хорошо всем знакомом характерном для него жесте.

 

 

 

 

 

19 октября 2007 года в безмятежном уголке Подмосковья — пансионате “Лесной городок” был воздвигнут первый в России памятник великому танцору, «послу мира» Махмуду Эсамбаеву. Здесь он отдыхал и лечился в последние годы жизни.

 

 

 

 

 

Награды:

  • Народный артист СССР (1974)
  • Герой Социалистического Труда (1984)
  • Народный артист Киргизской ССР (1969)
  • Кавалер ордена Ленина
  • Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999, за выдающийся вклад в развитие искусства танца)
  • Кавалер ордена Дружбы (1994, за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность)
  • Кавалер ордена Отечественной войны II степени (1985)

 

 

 

 

 

Актёрские работы — фильмография:

  • Великий Туран (1995) (из цикла «Зов предков», 1-й фильм дилогии)
  • Увертюра (1994)
  • Дорога в Ад (1988)
  • Приключения маленького Мука (1983)
  • Пока бьют часы (1976)
  • Честное волшебное (1976)
  • На край света (1975)
  • Земля Санникова (1972)