С.А. Эсамбаев: Интеграция финансовых структур, производства и науки

С.А. Эсамбаев: Интеграция финансовых структур, производства и науки

Характерной чертой нашего времени является транснационализация деятельности промышленных и финансовых компаний. Данный процесс сопровождается стиранием национальных границ и все большей открытостью мировых рынков.

Hа сегодняшний день в мире действует порядка 40 тысяч финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций, имеющих около 200 тысяч филиалов в 150 странах мира. Общий объем продаж транснациональных компаний составляет по отношению к мировому ВВП 25 процентов.

На долю ТНК, по разным оценкам, приходится до одной трети всей мировой торговли. Таким образом, чтобы участвовать в общемировых экономических процессах, российским компаниям надо соответствовать общемировым стандартам, прежде всего по формам и размерам функционирующего капитала.

С другой стороны в мире идет усиление процесса глобализации и резкое обострение межгосударственной борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Именно поэтому формирование крупных корпоративных структур в России надо рассматривать как один из способов защиты внутреннего рынка.

На формирование финансово-промышленных групп в России серьезно повлиял ход экономических реформ. В период существования командно-административной системы хозяйственные связи между экономическими агентами обеспечивались главным образом деятельностью планирующих органов. С началом перестройки никакой альтернативы государственному планированию предложено не было. В результате основной причиной неблагополучного состояния предприятий становится разрыв традиционных хозяйственных связей.

Процесс приватизации нисколько не исправил ситуацию – скорее наоборот: предприятие, как правило, приватизировалось вне структуры его поставок и сбыта, что не могло не сказаться на экономических связях предприятий. Анализ экономических показателей за этот период показывает, что несмотря на превращение промышленных предприятий в акционерные общества, не произошло значительных ожидаемых сдвигов в качестве и организации управления.

Крупные предприятия без интеграции, без объединения производства с финансовыми структурами и наукой не смогли добиться улучшения основных производственных показателей.

 

Формирование ФПГ в России

К концу 1993 года необходимость создания тех или иных форм объединений российских предприятий стала очевидной, и именно в это время начинают возникать первые интегрированные объединения предприятий. Начало процессу формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) в России было положено Указом Президента в декабре 1993 года. С 1994 года процесс оформления ФПГ идет достаточно бурно: если к концу 1993 года в России была зарегистрирована единственная ФПГ, включавшая 20 промышленных предприятий, то к концу 1994 года количество групп выросло до 7 (а число промышленных предприятий, объединенных группами, до 150), к концу 1995го – до 27 (и соответственно, до 273), к концу 1996го соответствующие цифры составляют 46 и 710, к концу 1997 года – 72 и 967. В середине 1998 года в России существовало около 75 зарегистрированных ФПГ, включавших более 1150 предприятий.

Необходимо выделить два типа создававшихся ФПГ: группирование предприятий вокруг крупного банка (или группы кредитно-финансовых учреждений) и объединение предприятий по отраслевому признаку, по общности потребителей и поставщиков. Таким образом, объединение могло идти «сверху» и «снизу».

Группы, создававшиеся вокруг банков, образовывались по принципу «купить что-нибудь, лишь бы подешевле». Крупные банки старались скупить побольше предприятий на чековых и залоговых аукционах, считая, что собственность в России недооценена из-за большого риска вложений, плохого управления предприятиями, недостаточного капитала в производстве. Ставка делалась на то, что практически из любого предприятия, вложив в него определенный капитал и сменив руководство, можно извлечь прибыль даже на перепродаже. Конечно, в какой-то момент банки начинали стремиться покупать смежные предприятия, направляли усилия на конкретные отрасли, так как им стало ясно, что невозможно поднять экономические стратегии бесформенный конгломерат предприятий. На такой основе были сформированы группы «Менатеп», «ОНЭКСИМ», группы других крупных банков («Альфа-банк», «Инкомбанк», «Российский кредит» и пр.).

Группы, в основе которых лежали производственные интересы, создавались предприятиями-партнерами, на основе отношений поставщик—потребитель в целях более устойчивых связей; предприятиями, производящими смежные продукты или комплектующие для одного и того же продукта, в целях формирования общей маркетинговой политики. Такие ФПГ изначально ориентированы на производство, в них легче просматриваются интеграционные связи (которые, в принципе, и должны быть основой создания ФПГ). Банки, участвующие в таких ФПГ, чаще маленькие, региональные, предназначены для обслуживания счетов предприятий-участников ФПГ, зачастую учреждаемые самими предприятиями. Характерным примером в этом случае может служить компания «Энергомашкорпорация».

На мой взгляд, главным вопросом определяющим направление развития уже существующих в России ФПГ, станет вопрос о роли финансового института в деятельности группы. Поэтому ныне существующие ФПГ будут трансформироваться либо в классические ФПГ, либо в крупные промышленные конгломераты. В первом случае в среднесрочной перспективе ФПГ могут носить четко выраженную промышленную направленность или стать «высокодиверсифицированным инвестиционным портфелем» крупного коммерческого банка. Во втором случае — это ФПГ с промышленно-направленной стратегией или региональные конгломераты, направленные на развитие региональных рынков.
 

Государственная политика в отношении ФПГ 

Действующая в отношении ФПГ государственная политика ярко демонстрирует противоречие между двумя направлениями воздействия на формирование групп: влиянием на развитие внутренней структуры фирм и на структуру отрасли. Основная часть правил деятельности групп ставит целью предотвращение монополизации рынков путем слияний и поглощений. Но одновременно в российских условиях эти ограничения препятствуют развитию структур холдингового типа и сдерживают процесс совершенствования системы собственности и управления. 

Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 года вводит достаточно строгие ограничения на состав ФПГ. Российские Финансово-промышленные группы не должны включать в себя более 25 предприятий или 100000 рабочих, причем каждое предприятие должно иметь не более 25000 рабочих. Законодательство не позволяет одному банку быть членом нескольких ФПГ. Дума разработала поправку к закону, которая отменяет это ограничение, но поправка не была одобрена Президентом РФ. Безусловно, российские банки находят способ обойти это ограничение: банк ФПГ создает другой, подконтрольный банк, который и входит в другие финансово-промышленные группы. Отметим, что обход действующего законодательства предполагает существенное усложнение внутренней структуры создающегося объединения.

Существенно ограничено и перекрестное владение собственностью. В соответствии с Законом «О финансово-промышленных группах» банк, входящий в ФПГ, не может иметь более 10% акций любой компании внутри группы. В принципе, это ограничение представляется достаточно разумным. Эмпирический анализ свидетельствует, что высокий уровень взаимного владения акциями ослабляет механизм корпоративного управления и снижает выгоды группового участия, то есть является экономически неэффективным. А опыт деятельности холдинговых компаний в странах Восточной Азии показывает, что система перекрестного участия в акционерном капитале дает менее конкурентоспособным компаниям возможность попасть под покровительство более сильных, а группе фирм в целом – возможность получения больших объемов необеспеченных долгов за счет привилегированных отношений с банками. Кроме того, в тех странах, где государство осуществляет прямые расходы на развитие промышленности, не предусмотренные бюджетом (так называемые квазибюджетные расходы), такие холдинговые компании обычно являются крупными получателями трансфертов и дотаций. 

В целом правила, регулирующие деятельность ФПГ, нацелены прежде всего на ослабление угрозы формирования на рынках крупных закрытых монополий. Но одновременно эти ограничения препятствуют совершенствованию структуры собственности и корпоративного управления. А создание условий для углубления интеграции предприятий является не менее важным критерием оценки государственной экономической политики по отношению к ФПГ, чем антимонопольное регулирование.

***

В заключение хотел бы подчеркнуть, что создание крупных корпоративных структур является магистральной схемой реструктуризации отечественной промышленности. Это полностью соответствует прогрессивному мировому опыту и что более важно, позволяет говорить о соответствии структуры механизмов государственного регулирования экономической стратегии индустриального развития страны. ФПГ доказали на практике, что являются действенной формой финансово-промышленной интеграции, создающей базу для будущей конкурентоспособной и динамично развивающейся российской промышленности.

 

 

The pace of economic reforms strongly affected the formation of financial and industrial groups in Russia. With the beginning of perestroika, no alternative was suggested for the state planning. As a result, the main reason for a bad condition of enterprises is breaking off the traditional economic ties. Without integration and with no production unified with financial structures and science, the large enterprises could not improve the main production indicators. Creation of large corporate structures makes the main scheme of national industry restructuring. Financial and industrial groups proved in practical work that they are the effectual form of financial and industrial integration that makes the basis for the future competitive and dynamically developing Russian industry.

 

Саид-Магомед Абдулхамидович ЭСАМБАЕВ, заместитель президента по безопасности Ассоциации финансово-промышленных групп России.

 
Источник: «Деловая слава России» Вып. III 2006 год
Издательство «Славица»